Общие функции Общественных советов

Общие функции общественных советов в соответствии с законодательством Республики Казахстан приводятся в таблице 1.

Таблица 1. Общие функции общественных советов в соответствии с законодательством Республики Казахстан

 

Функция Описание Наличие в Законе

«Об общественных

1 Экспертная – участвует в разработке и обсуждении

проектов нормативных правовых актов,

касающихся прав, свобод и обязанностей

граждан;

– разрабатывает и вносит в государственные органы предложения по совершенство-

ванию законодательства Республики Казахстан.

 

Статья 5 пункт 1 под-

пункты 5, 7

2 Коммуникационная – осуществляет свою деятельность во взаимодействии

с общественностью;

– не реже 2-х раз в год информирует население о деятельности Общественного совета через средства массовой информации

(или) интернет-ресурсы;

– публикует в средствах массовой информации и (или) размещает на интернет-ре сурсе соответствующего государственного

органа, органа местного самоуправления

годовой отчет о своей деятельности

 

Статья 7 пункт 2

подпункты 2-4

3 Контролирующая – осуществляет общественный контроль в

формах общественного мониторинга, общественного слушания, общественной экспер-

тизы и заслушивания отчета о результатах

работы государственного органа, направленные на защиту общественных интересов

Глава 4
4 Консультативная – готовит и предоставляет государственным органам предложения и рекоменда-

ции по итогам заслушивания отчетов государственных органов

Статья 23

Глава 4 Закона «Об общественных советах» посвящена порядку реализации полномочий Общественного совета в области общественного контроля. Так формами общественного контроля согласно законодательству являются общественный мониторинг, общественное слушание, общественная экспертиза, заслушивание отчетов о результатах работы государственных органов.

Общественный контроль деятельности государственных органов до принятия Закона «Об общественных советах» проводится через привлечение некоммерческих организаций к проведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг, к формированию общей оценки эффективности деятельности государственных органов, также через публичное обсуждение стандартов государственных услуг.

Закон «Об общественных советах» расширил функции общественного контроля через организацию общественных слушаний, проведение общественной экспертизы, заслушивание отчетов о результатах работы государственных органов на заседаниях общественных советов.

Наряду с прежним законодательством, современное правовое поле, связанное с реформами и принятием ряда новых законов, обеспечивает успешное осуществление основных функций Общественных советов. Приведем некоторые из них:

Шаг 95. Внедрение практики ежегодных публичных выступлений руководителей государственных органов перед населением о достижении ключевых показателей стратегических планов и программ развития территорий и размещение их отчетов на официальных веб-сайтах.

Шаг 96. Обеспечение онлайн – доступности статистических баз данных центральных государственных органов. Вся бюджетная и консолидированная финансовая отчетность, результаты внешнего финансового аудита, итоги оценки эффективности государственной политики, результаты общественной оценки качества государственных услуг, отчет об исполнении республиканского и местного бюджетов будут публиковаться.

Цель трех законов – «О противодействии коррупции», Закон «Об общественных советах» и «О доступе к информации» – в совокупности единое антикоррупционное правовое поле, рассматривает три самостоятельные системы правовых отношений. Применяя Закон о доступе к информации можно получить информацию о том: как работают три ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная; государственные учреждения и предприятия, коммерческие предприятия, субъекты квази государственного сектора, предприятия, занимающие монопольное или доминирующее положение на рынке товаров и услуг; как и на что тратятся деньги налогоплательщиков, какие законы и другие документы принимаются.

В Бюджетном кодексе РК – п. 4 Статьи 3 – заложен принцип транспарантной, который означает:

1) обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства РК, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (ст.37 Закона «О правовых актах»);

2) открытость бюджетного процесса.

Общественные советы в рамках своих полномочий и функций должны стать примером внедрения президентских реформ, активно применять новые законы, тестировать их.

Планирование и организация деятельности Общественных советов

Глава 3 Закона определяет организационную структуру, полномочия и организацию деятельности Общественного совета.

Организационная структура Общественного совета

Основная форма деятельности Общественного совета это заседания.

Президиум руководит деятельностью Общественного совета между его заседаниями, готовит заседания, координирует работу комиссий Общественного совета, обеспечивает организационную и информационную поддержку.

Согласно Статье 13, п.6 Организационное обеспечение деятельности Общественного совета осуществляется соответствующим государственным органом, с участием которого образован Общественный совет.

  • Общественные советы имеют План работы на 2016 год.
  • Созданы комиссии Общественного совета.

В настоящее время Общественные советы проходят «инкубационный период», но в ближайшем будущем перед ними станут задачи другого уровня. Полноценная работа Общественного совета потребует внедрения инновационных подходов и современных моделей работы. Для этого, уже сейчас Общественный совет может ставить на Повестку дня вопросы видения, миссии Общественного совета.

Требования к кандидатам для участия в конкурсах:

  • Письменное предложение некоммерческой организации и (или) заявление гражданина о выдвижении кандидатуры в состав Рабочей группы и Общественного совета.
  • Сведения о профессиональной и (или) общественной деятельности кандидата с указанием автобиографических данных .
  • Кандидаты, не соответствующие требованиям, установленным в пункте 1 Статьи 10 Закона для избрания в общественные советы, к конкурсу не допускаются.
  • От одного юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, в Общественный совет может быть избран только один представитель.
  • При формировании общественных советов республиканского уровня одно и то же лицо может быть избрано членом только одного Общественного совета.

 Механизм формирования Общественного совета на республиканском и местном уровне (министерства, область, город)